- Бразилия. Архитектура и изобразительное искусство
М. ди Куареи др.
Монастырь Сан-Франсиску в Салвадоре.
Первая половина XVIII в.Бразилия. Архитектура и изобразительное искусство
Архитектура.
Коренные жители Б. — индейцы жили в землянках и шалашах, строили овальные в плане общинные дома с каркасом из жердей, плетёными стенами, крышей из соломы или пальмовых листьев. Первый каменный дом был построен в 1504 португальцами, первый город — Вила-ди-Сан-Висенти — заложен в 1532. В колониальный период здания возводились неграми-рабами под руководством европейцев в европейских (главным образом португальских) традициях. «Фазенды» (укреплённые сельские поместья) включали дом с колоннадами, верандами, широкими лестницами и внутренним двором, а также церковь, служебные постройки, сараи («сензала») для рабов. В XVII в. было уже много городов, главным образом на побережье. Церкви прибрежных городов имели фланкированные колокольнями плоские фасады и богато отделанные, иногда сплошь позолоченные интерьеры. В XVIII в. в районе добычи золота и алмазов (ныне штат Минас-Жерайс) сложилась национальная школа барокко (видный мастер колониальной церковной архитектуры — М. Ф. Лисбоа), отличавшаяся повышенной пластичностью объёмов, использованием криволинейных планов и обрамлений проёмов, скульптуры и цвета, особенно в работах Алейжадинью. В XIX в. появляются новые типы зданий: вокзалы, научные институты; создаются крупные инженерные сооружения; в городах разбиваются парки, устанавливаются многочисленные памятники. Строятся императорские дворцы, как бело-розовый дворец Итамарати в Рио-де-Жанейро (1856, архитектор Ж. М. Ж. Ребелу). В официальных зданиях преобладает (под французским влиянием) классицизм (старое здание Академии художеств в Рио-де-Жанейро, 1826, архитектор О. Гранжан де Монтиньи, 1776—1850), а с конца XIX в. — тяжеловесная эклектика и позже «модерн», опирающееся на местные традиции, возрождающее формы колониальной эпохи («неоколониальный стиль»), и новое направление, связанное с техническим и социальным прогрессом. В 1929 архитектор Г. Варшавчик строит в Сан-Паулу в лаконичных геометризованных формах первый дом современного типа. В 1937—43 в Рио-де-Жанейро построено здание Министерства просвещения и здравоохранения (архитекторы Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди, Ж. Морейра, р. 1904, К. Леан, р. 1906; художник К. Портинари; ландшафтный архитектор Р. Бурле Маркс; консультант Ле Корбюзье), воплотившее наиболее характерные и прогрессивные черты новой бразильской архитектуры: свободу планировки, которая стала учитывать требования строительства в условиях жаркого климата, необходимость сквозного проветривания и затенения, традиционные национальные особенности бразильского зодчества, синтез искусств. В постройках Пампульи (1942—43, архитектор О. Нимейер), микрорайона Педрегулью в Рио-де-Жанейро (1950—52, архитектор А. Э. Рейди) и выставки в Сан-Паулу (1951—54, архитекторы О. Нимейер, З. Лотуфу, Э. Ушоа, Э. Книзи ди Мелу и др.) архитектурные объёмы приобретают особую пластическую свободу, кривизну формы. В жилых домах Рио-де-Жанейро (1948—54, архитектор Л. Коста, брат Роберту) солнцезащитные устройства, разработанные в Б. и распространившиеся в других странах, орнаментально обогатили ажурные фасадные плоскости. Солнцезащитный навес определяет облик крупнейшего стадиона Маракана в Рио-де-Жанейро (1950—51, архитектор П. П. Бастус и др.). Здания часто окружаются живописными многоцветными садами (Р. Бурле Маркс и др.). В 1957 началось строительство новой столицы Б. — города Бразилия. Город в плане (архитектор Л. Коста) напоминает самолёт, «крылья» которого — жилая зона со строгими жилыми домами, а «фюзеляж» — цепочка площадей, окружённых необычными по пластической форме общественными зданиями, образующими выразительные ансамбли. Главная площадь — треугольная площадь Трёх властей. Построенное О. Нимейером здание Национального конгресса состоит из протяжённого плоского корпуса с залами (перекрытыми куполом и чашей, возвышающимися над крышей-террасой) и двойной высотной башни. Неподалёку — Дворец Рассвета со стреловидными колоннами. В 60-е годы расширяется жилищное и промышленное строительство, в центрах городов растут высотные здания, внедряются индустриальные методы, сборность строительства; ведутся работы по реконструкции крупных городов (прокладка магистралей, строительство виадуков), строятся жилые массивы; в структуре зданий выявляются конструкции, появляются большая замкнутость пространства, строгость форм, массивные, а иногда архаизированные детали, например в яхт-клубе (1966) и факультете архитектуры и градостроительства Университета Сан-Паулу (1969; оба в Сан-Паулу, архитектор Ж. Б. Артигас), но неизменны национальный характер, интерес к форме и цвету, к специфике строительства в тропиках. В целом творческий вклад бразильских архитекторов (кроме названных выше — А. Гарсия Роза, Ф. Р. Карвалью, Ж. М. Кардозу, А. Корреа Лима, Э. Миндлин, П. Антунис Рибейру, р. 1905, П. Мендис да Роша, Ж. Вилеин, Л. Нунис) в мировую архитектуру значителен.В. Л. Хайт.
Изобразительное искусство.
О культуре индейцев-аборигенов до португальского завоевания свидетельствуют каменная скульптура, наскальные рисунки в Амазонии, керамические сосуды с геометрическим и антропоморфным орнаментом (найденные на острове Маражо и в других районах); разнообразно народное творчество индейцев позднейшего времени — фигурная керамика, резьба по дереву, полихромная роспись, узорное художественное ткачество, плетение, изделия из тыкв и разноцветных перьев. Негры-рабы перенесли из Африки в Б. красочные ткани и костюмы, маски, сосуды. Искусство колониального периода (преимущественно церковное) развивало традиции португальского барокко (в северных районах сказывались также голландское и французское влияния, на юге — испанское), в XVIII в. оно достигло вершин в драматичном творчестве скульптора и архитектора Алейжадинью, отразившего национально-освободительные устремления. Мастером декоративной скульптуры был В. ди Фонсека-и-Силва. В отделке зданий широко применялись резьба по дереву (в том числе позолоченная), росписи и бело-голубые керамические плитки — «азулежус», из которых компоновались стенные сюжетные картины. Красочные росписи церковных плафонов создавал М. да Коста Атаиди. Появилась и станковая живопись. В XIX в. искусство обратилось к светской местной тематике, однако приобрело академический характер, чему способствовали приглашения в 1816 французских художников и основание Академии художеств Бразилии (1816) в Рио-де-Жанейро, где преподавание возглавили члены Французской художественной миссии отец и затем сын Тоне. Появляются парадные портреты, исторические и батальные картины (В. Мейрелис ди Лима, М. ди Араужу Порту-Алегри и др.); в городах устанавливаются помпезные монументы. С начала XIX в. возникает интерес к изображению местной природы, жизни простых людей, особенно усилившийся у Ж. Ферраса ди Алмейды Жуниора. В начале XX в. язык живописных произведений обогащается и становится более тонким (Э. д’Анжелу Висконти). Неделя современного искусства в Сан-Паулу (1922), одним из организаторов которой был Э. ди Кавалканти, положила начало новому направлению. Художники больше обращаются к темам народной жизни и труда, изучают народное искусство и фольклор. К. Портинари в своих картинах и росписях реалистически выразил трагедию обезземеленных крестьян и обитателей «фавел», их созидательную энергию, героизм борцов за народное дело. В конце 30-х годов он выработал принципы бразильской монументальной живописи, использующей традиции плиток «азулежус» (впервые в здании Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро). Ужасы войны и фашизма разоблачал Л. Сегалл. Народностью образов выделяются картины самоучки Джаниры. По-народному декоративны картины Тарсилы ду Амарал. Народное искусство представлено росписью по дереву и тканям, гравюрами, терракотовыми вотивными фигурками и игрушками. В области монументальной живописи работают Р. Бурле Маркс, А. Волпи (р. 1896), А. Булкан (в зданиях города Бразилия) и др. Скульпторы наряду со станковыми произведениями создают памятники — многофигурные, как памятник бандейрантам в Сан-Паулу (1936, В. Брешерет), грандиозный монумент павшим во Второй мировой войне в Рио-де-Жанейро (1960, архитекторы М. Кондер Нету и Э. Маринью, скульпторы А. Сескьяти и Ж. Кателли Филью, художник А. Медейрус), обобщённо-символические, как «Воины» (1960) и «Метеор» (1966, оба — Б. Джорджи) в городе Бразилия. Выразительна отразившая прогрессивные общественные движения бразильская станковая и книжная графика, которая была поддержана демократическими клубами друзей гравюры, — экспрессивная у О. Гоэлди, жанровая и лиричная у К. Склиара и других мастеров из штата Риу-Гранди-ду-Сул, публицистичная у Р. Кац (р. 1927), М. Грубера Корреи (р. 1926), Д. Гонсалвиса (р. 1925). С 50-х годов XX в. в живописи и скульптуре усиливаются абстрактные тенденции, чуждые народным традициям. Параллельно с ними развиваются и местные реалистические течения. В XX в. декоративно-прикладное искусство часто использует традиционные местные мотивы и материалы: керамика, в том числе производство «азулежус» (Р. Осир), стекло, ювелирные изделия (Р. Бурле Маркс, К. Мора) и особенно художественное ткачество и роспись тканей (Т. Магану, И. Голц, Л. Коррея ди Араужу). Своеобразны работы художников-«примитивистов», нередко пользующихся народными материалами: перьями, ракушками и т. п.Литература:
Выставка современной графики Бразилии, М., 1958;
Нимейер О., Мой опыт строительства Бразилиа, перевод с португальского, М., 1963;
его же, О бразильской архитектуре, в сборнике: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963;
Кавалканти Э. ди, Художники и общество, там же;
Кампофиорито К., Живопись и скульптура Бразилии в послевоенный период, там же;
Островский Г. С., Об изобразительном искусстве современной Бразилии, там же;
Хайт В., Современная архитектура Бразилии, М., 1973;
Нимейер О., Архитектура и общество, переводы с португальского, английского и французского, М., 1975;
Bardi P. M., The arts in Brazil, Mil., 1956;
его же, New Brazilian art, N. Y., 1970;
Mindlin H., Modern architecture in Brazil, N. Y., 1956;
Pontual R., Dicionário das artes plásticas no Brazil, Rio de J., 1969;
Corona E., Lemos C., Dicionário da arquitetura brasileira, S. Paulo, 1972.
В. Л. Хайт.
Ж. Вейга.
Фонтан «Дус Контус» в Ору-Прету.
1745.
М. Ф. ди Араужу.
Церковь Носа Сеньора ду Розариу в Ору-Прету.
1785.
Общий вид и план.
Ф. ди Оливейра.
Муниципальный театр в Рио-де-Жанейро.
1911.
Академия художеств Бразилии и национальный музей изящных искусств на Авенида Риу-Бранку в Рио-де-Жанейро.
Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди и др.
Министерство просвещения и здравоохранения (ныне Дом культуры) в Рио-де-Жанейро.
193743.
Ф. Болонья.
Яхт-клуб в г. Жуис-ди-Фора.
1954.
Алейжадинью.
Статуя пророка Ионы у церкви Бон Жезус ди Матозиньюс в Конгоньясе.
Камень.
180005.
К. Портинари.
«Мальчик из Бродоски».
Рисунок.
М. Грубер Коррея.
«Полицейское насилие».
Гравюра на дереве.
1953.
Деревянная чаша в виде статуэтки всадника.
Негритянское искусство.
Здание Университета г. Бразилия.
Расписной конический кубок.
Керамика.
Найден на острове Маражо в устье р. Амазонка.
10001500.
Музей индейца.
Нью-Йорк.
Алейжадинью.
Церковь Сан-Франсиску ди Асис в Ору-Прету.
176694.
О. Нимейер, Э. Ушоа.
Жилая застройка в г. Бразилия.
1959.
О. Нимейер.
Дворец Национального конгресса в г. Бразилия.
1960.
Город Бразилия.
Эспланада, ведущая к зданию Национального конгресса и площади Трех властей.
О. Нимейер, Ж. Кардозу.
Собор в г. Бразилия.
1970.
Б. Джорджи.
«Воины».
Скульптурная группа перед Дворцом юстиции в г. Бразилия.
Бронза.
1960.
Э. ди Кавалканти.
«Пейзаж с мулатками».
1969.
Собрание Н. Гейерхан.
Великобритания.
Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор.
Портрет девушки.
Музей искусства Сан-Паулу.
Т. ду Амарал.
«Продавец фруктов».
1925.
Собрание С. Лейенрот.
Великобритания.
К. Портинари.
«Беженцы».
1944.
Музей искусства Сан-Паулу.
Э. дА. Висконти.
«Обнаженная».
Музей искусства Сан-Паулу.
Застройка XVIII в. в Салвадоре.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.